На базе кафедры химии проводится IV областная олимпиада школьников по химии, состоящая из заочного и очного этапов. Заочный тур олимпиады продлится до 25.12.2014 г., на зимние каникулы запланирован очный этап.
Задания для заочного тура олимпиады школьников
по химии 2014 – 2015 уч.г.
- Мысленный эксперимент. В океанскую воду добавили одну столовую ложку (~ 30 г) глюкозы и дождались равномерного распределения молекул во всей массе воды. Будет ли содержаться хотя бы одна молекула глюкозы в зачерпнутой после этого кружке (0,5 л) воды. Ориентировочно считать, что океаны и моря занимают 70% земной поверхности, а их средняя глубина составляет 3,8 км. (10 баллов)
- В организме человека происходит превращение энергии химических связей продуктов питания в другие виды энергии. Пища состоит из трех групп органических веществ: белков, жиров и углеводов.
Дома кончилось подсолнечное масло. Мама дала вам литровую бутылку и попросила купить 1 кг подсолнечного масла. Можно ли выполнить эту просьбу? Почему? (10 баллов)
- В шести склянках без этикеток находятся прозрачные растворы сульфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия, соляной кислоты (разбавленной), сульфата меди (II), хлорида железа (III). Как, не прибегая к помощи других реактивов, используя минимальное число операций, определить содержимое каждой склянки?
Часть 1. Составьте подробный, шаг за шагом, ход экспериментальной деятельности (шаг 1 — ...; шаг 2 — ...; шаг 3 — ... и т. д.).
Часть 2. Запишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций. Укажите признаки, по которым можно идентифицировать растворы вышеназванных веществ. (10 баллов)
- Из холодильника достали твердое кристаллическое вещество X и расплавили его. При изучении химических свойств этого вещества было выяснено, что X энергично окисляет при обычных условиях очень активные металлы: кальций, калий и др.; взаимодействует с оксидами этих металлов. Вещество X также взаимодействует с оксидами серы (IV) и (VI) и другими кислотными оксидами, а также обладает рядом уникальных свойств. Например, в определенном температурном интервале обладает отрицательным коэффициентом изменения объема при нагревании.
Назовите вещество X.
Запишите уравнения реакций, подтверждающих описанные в задании химические свойства вещества X.
Проанализировав формулу вещества X, составьте его характеристику по плану:
- качественный состав;
- количественный состав;
- валентность каждого атома;
- степень окисления каждого элемента;
- относительная молекулярная масса;
- молярная масса;
- массовая доля каждого элемента в веществе;
- тип кристаллической решетки;
- геометрия молекулы;
10) некоторые физические константы.
P. S. Если вы не определили вещество X, возьмите любое известное вам бинарное соединение и получите информацию из его формулы. (10 баллов)
- Расставьте коэффициенты в схеме:
FeS2 + НNO3(конц) → Fe(NO3)3 + H2SO4 + NO + Н2O,
методом электронного баланса. Укажите процессы окисления и восстановления, назовите окислитель) и восстановитель (и).
Запишите уравнение этого процесса в полной и сокращенной ионной формах. (10 баллов)
- Молярные массы оксидов двух элементов главной подгруппы II группы периодической системы Д. И. Менделеева относятся так же, как молярные массы гидроксидов двух элементов I группы главной подгруппы. Определите все эти элементы. (10 баллов)
- В педагогических классах старых гимназий, готовящих гувернанток, преподавался основательный и подробный курс гигиены, который затрагивал различные области естествознания. Предложите эксперимент, который бы позволил ответить на следующие вопросы, содержащиеся в учебнике Д.И. Антропова и В.И. Завьялова «Начальный курс гигиены для средних учебных заведений» (1915 г. издания).
а) Чтобы незаметно было, что молоко прокисло, в него добавляют соду. Как это можно выявить?
б) Молоко разбавили водой, а чтобы прозрачность его не увеличивалась, добавили крахмал. Как распознать фальсификацию?
в) В топленое масло для увеличения веса подмешали известь. Как ее обнаружить? (10 баллов)
- Для полного окисления 0,224 л смеси пропана, этилена и ацетилена требуется 0,868 л кислорода, при этом образуется 0,560 л углекислого газа и вода (все объемы приведены к нормальным условиям). Рассчитайте объемы и объемные доли каждого газа в первоначальной смеси. (10 баллов)
- Стеклянный сосуд неизвестного объема заполнен неизвестным газом (например, хлороводородом), находящимся при нормальных условиях. В сосуд медленно, по каплям, ввели какую-то жидкость (например, воду). В этой жидкости газ полностью растворился, при этом жидкость заполнила весь объем сосуда. Раствор был тщательно перемешан. Рассчитайте молярную концентрацию полученного раствора (моль/л). (10 баллов)
- Две пробирки наполнены на одну треть каждая прозрачными растворами гидроксида натрия и хлорида алюминия. Количества растворенных веществ в растворах эквивалентны друг другу, т. е. реактивы после смешивания полностью прореагируют между собой без остатка с образованием максимально возможного количества осадка. Имея только эти две пробирки с растворами и абсолютно ничего более, рас познайте пробирку с раствором щелочи и пробирку с раствором соли. Ответ мотивируйте. (10 баллов)
- На полное сгорание 0,1 м3 газа (при условиях эксперимента) расходуется 0,6 м3 кислорода, при этом образуется 0,4 м3 водяных па ров и 0,4 м3 углекислого газа. Других веществ в продуктах реакции не обнаружено. Рассчитайте молекулярную формулу газа.
Используя структурные формулы, запишите все возможные изомеры, отвечающие рассчитанной молекулярной формуле. Назовите вещества и классифицируйте их. (10 баллов)
|